Кинофестиваль «ДОКУ-MENTAL»

 

Союз охраны психического здоровья представляет III Кинофестиваль "Доку-MENTAL" в рамках III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» 8-11 октября 2020 года в кинотеатре "Иллюзион" (Москва)

 

«Доку-MENTAL» – это панорама игровых и документальных картин о людях с психическими особенностями и открытые обсуждения с участием известных кинокритиков и специалистов в сфере охраны психического здоровья.

 

«Доку-MENTAL» - это совместный проект с платформой «Пилигрим»,  который при помощи магии короткометражного кино показывает жизнь особенных людей, их увлечения, таким образом меняя отношение к ним, их жизни и роли в обществе.

 

«Доку-MENTAL» - это международный конкурс короткометражного игрового и неигрового кино о людях с психическими расстройствами и особенностями развития, который проходит при поддержке: платформы «Пилигрим», крупнейшей компании по продвижению фильмов на кинофестивали «Festagent», Московской школы кино и киностудии им. Горького.

 

Календарь событий III Кинофестиваля «Доку-MENTAL»

 

8 октября (четверг)

Открыла кинофестиваль Наталья Треушникова, президент Союза охраны психического здоровья, которая отметила важность формирования в обществе понимания людей, которые страдают от психических расстройств или живут с особенностями психического развития. От этого зависят не только их судьбы и их благополучие, но и судьба и благополучие всего общества.

В фокусе внимания III Кинофестиваля «Доку-MENTAL» — проблемы детского психического развития, инклюзивной педагогики, дискриминации людей с инвалидностью с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Это мероприятие - часть социально-культурной программы III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» - «ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ», международного междисциплинарного научно-практического мероприятия, которое из-за пандемии перенесено на октябрь 2021 года.

 

8 октября состоялась церемония награждения фильмов-победителей конкурса «Доку-MENTAL». Организатором конкурса является Союз охраны психического здоровья при сотрудничестве с компанией Coolconnection и платформой "Пилигрим". В жюри вошли: куратор конкурса Екатерина Визгалова, режиссер Елена Погребижская, актриса Юлия Ауг, главный редактор журнала Psychologies Наталья Бабинцева, психолог и фестивальный куратор Селена Валявкина.

 

"Всего на отбор было прислано 110 заявок, что почти на треть больше, чем в прошлом году. Большинство фильмов были документальные, порядка 15-ти работ — игровое кино, из которых две – полный метр. Жанры и художественная стилистика — разнообразная, а также были отражены всевозможные аспекты психического здоровья. Отбор прошли 30 картин, показывающих героев с психическими заболеваниями и ментальными особенностями, имеющих различный пол, возраст, профессию и социальный статус. Среди героев — люди с аутизмом, синдромом Дауна, посттравматическим синдромом, люди с шизофренией, синдромом множественной личности, депрессией, обсессивно-компульсивным расстройством, люди, практикующие селф-харм. Несколько фильмов посвящено жизни в специальных коммунах и психоневрологических интернатах, несколько – реабилитации людей с диагнозами, больничной клоунаде, работе врачей-психиатров и психотерапевтов", — рассказала куратор конкурса Екатерина Визгалова.

 

Из 110 присланных заявок и 30 отобранных на конкурс работ лучшим стал веб-сериал #ЯПСИХ, режиссер Любовь Камырина (Германия). Четыре героя этого реалити-сериала живут в Берлине. Как все ходят на работу, в клубы, воспитывают детей. Но у каждого есть и "вторая жизнь" — это психический диагноз, с которым приходится справляться каждый день. Ежедневно они ведут видеодневники и откровенно, на камеру рассказывают, как пытаются победить болезнь. Фильм можно посмотреть онлайн на YouTube, платформе «Артдокмедиа» и платформе «Пилигрим». Награду принял представитель производственной компании - телеканала OstWest, - сообщив, что в настоящее время они готовятся снимать второй сезон.

 

Вторая премия была присвоена фильму «Комментатор» (комедия, режиссер Юлия Трофимова (Москва). В качестве экспериментальной терапии офисный сотрудник получает комментатора, который высказывает вслух все мысли своего клиента.

 

Третье место получил документальный фильм «Явных признаков нет» об истории женщины, которая возвращается с войны. Разговаривая с психологами, борясь с посттравматическим стрессовым расстройством и приступами паники, она изо всех сил пытается вернуться к нормальной жизни (реж. Алина Горлова (Киев).

 

"Программа получилась дифференцированной и отражающей с разных сторон вопросы охраны психического здоровья. Основной упор программы был сделан на десакрализацию людей с психическими заболеваниями, на то, как жить человеку с диагнозом или в тяжелой психологической ситуации, как коммуницировать с другими людьми, с родными, друзьями. Основная идея программы: диагноз или сложные жизненные обстоятельства, вызывающие расстройства – не крест на человеке", - считает член жюри киновед и педагог Всеволод Коршунов.

 

Онлайн-показ фильмов-победителей проходит в рамках проекта Кино-MENTAL совместно с фестивальным агентством «Cinepromo» на платформе «Пилигрим»: https://piligrim.fund/kinomental#1012

 

Фильмом открытия III Кинофестиваля стала единственная игровая картина программы, израильская драма «И вот мы здесь», которая вошла в лайн-ап 73-ого Каннского кинофестиваля. Это история об отце и его сыне с аутистическим расстройством, отправляющихся в спонтанное путешествие накануне разлуки. Аарон отказался от всего — от карьеры, от работы, от друзей, — чтобы воспитывать сына Ури. Сыну уже за двадцать, у него расстройство аутистического спектра. Он способен утром побриться, потому что «все хорошие люди бреются, и у Чарли Чаплина нет бороды», но он не может справиться с более простыми действиями. Не может зайти в автоматические открывающиеся двери — вдруг они его захлопнут? Не может видеть, как едят рыбу. И ему нужно постоянно спрашивать у отца: а я люблю эту рубашку? А мне нравится желтый цвет? А я люблю маму? И, тем не менее, разлука наступает, и сын остается жить в специализированном доме со своими сверстниками. И это – его первое самостоятельное решение.

 

9 октября (пятница)

 

«Соло» (“Solo”, Аргентина, Чехия, 2019, режиссёр: Артемио Бенки, 16+) - история виртуозного пианиста Мартина Перино, который борется с параноидальной шизофренией, стал фильмом второго дня фестиваля. Четыре года назад пианист Мартин Перино оказался в крупнейшем психиатрическом госпитале Латинской Америки с диагнозом «параноидальная шизофрения». В детстве Мартин слышал похвалу только за пределами дома, поэтому очень рано перестал ощущать окружающий мир как реальный. Музыка помогает взрослому Мартину упорядочивать осколки воспринимаемого, а тяжелые лекарства не дают им снова рассыпаться. Но ощутимо легче герою становится лишь среди людей — он играет для более немощных пациентов, берется за небольшие концерты и лекции, работает над новой композицией с подругой-танцовщицей, которая понимает Мартина по написанным им нотам. Совсем скоро госпитализация героя закончится, и камера последует за ним в квартиру отца, в которой нет ни одного музыкального инструмента. Во время работы над «Соло» Бенки боролся со смертельным заболеванием, поэтому резонанс между ним и Мартином Перино — главная тема этого фильма-симфонии. Испаноязычный фильм, снятый французом из Чехии, рассказывает личную, но не имеющую национальных границы историю — о родительском перфекционизме, детских травмах, психосоциальной терапии и поиске сил на борьбу.

 

После просмотра фильма состоялся разговор о жизни "в болезни" и вне её и о месте творчества, в котором приняли участие: Алина Белят, журналист, ведущая, автор подкаста «Одно расстройство»; Саша Старость, художница, музыкант, журналист, переводчик, имеющая опыт психического заболевания, и Алексей Павличенко, к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, старший преподаватель Учебного центра психиатрической клинической больницы №1 им. Н.А. Алексеева.

 

 

 

 

 

10 октября (суббота)

 

Этот день стал особенно напряженным в работе кинофестиваля, так как представил сразу три фильма, поднимающих проблемы инклюзивного образования и жизни людей с психическими особенностями в специализированных учреждениях.

 

Фильм «Планета Джун Ха» (“Jun-ha-ui-haeng-sung”, Южная Корея, 2018, режиссёр: Хонг Хен Сук, 12+) рассказывает о четверокласснике Джун Ха, который не всегда помнит, как принято выражать те или иные чувства. Вместо слов благодарности мальчик начинает плевать, а когда ему становится «душно», в ход идут кулаки. Учителя терпеливо наблюдают за ребенком, пытаются разобраться с его мотивациями и установить паттерн поведения. Педагоги альтернативной Сеульской школы исключили гоночный элемент в пользу уроков взаимопомощи и нетоксичной коммуникации. Детей учат не избегать и не бояться Джун Ха, и уровень их эмпатии поражает даже специалистов по инклюзивному образованию: «В их возрасте я бы так не смог», — говорит один из учителей. Это кино не о волшебных методиках, а о детально показанной коллективной работе. Каждый человек здесь участвует в созидательном труде, пытаясь расслышать мелодию, которая звучит на планете Джун Ха.

 

После просмотра фильма состоялась дискуссия по теме инклюзивного образования, в которой приняли участие: Климчук Наталья, мать ребенка с аутизмом, директор школы дизайна Bang Bang Education; Шпицберг Игорь, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»; Алехина Светлана, проректор по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета; Бачило Егор, директор Союза охраны психического здоровья и Саша Старость, которая на сей раз выступила в роли модератора.

 

 

 

 

 

Два русскоязычных фильма: «Барский дом» (Россия, 2019, режиссёр: Анна Алтухова) и «Место любви» (Беларусь, 2019, режиссёр: Любовь Земцова, 16 +) рассказали о жизни людей с психическими особенностями в специализированных социальных учреждениях.

 

Получасовой «Барский дом» — единственный фильм программы, напрямую связанный с академическими исследованиями. Проект снят при поддержке Европейского Университета в Санкт-Петербурге, и в команде его создателей — антропологи Илья Утехин и Анна Клепикова, автор громкого документального романа «Наверно я дурак» о взрослых и детях из специализированных интернатов. Зритель смотрит на мир глазами героев, участвующих в редком для России проекте по социальной интеграции людей с особенностями умственного развития. Каждый из них мечтает о семье, но вслух говорит об этом впервые. Теперь это реальный шанс, а не далекая барская привилегия.

 

«Место любви» - последняя работа в кино известной белорусской документалистки Любови Земцовой, которая  весной этого года погибла в автокатастрофе вместе с коллегами по видеопроекту «Неизвестная Беларусь». Это - фильм о любовном четырехугольнике в Бобруйском центре досуга для людей с инвалидностью. Тане – 38, Вадим, Оля и Денис на двадцать лет моложе. Как и все работы Любы, это кино о невидимых людях с большими открытыми сердцами. Стереотипам об эмоциональной жизни людей с инвалидностями Земцова противопоставляет впечатлительных и очень ранимых героев. Они ссорятся, мирятся, мечтают о любви, волнуются за будущее, а главное – могут и хотят говорить о своих чувствах. 

 

Как работают программы адаптации людей с инвалидностью? Эту тему обсудили: Надежда Степунина, директор Центра адаптации и развития «Изумрудный город», врач-психиатр, психотерапевт, к.м.н.; Селена Валявкина, фестивальный куратор, психолог, кинотерапевт и Татьяна Фельгенгауэр, журналист, корреспондент, ведущая «Эхо Москвы», заместитель главного редактора, которая выступила в роли модератора.

 

 

 

 

 

11 октября (воскресенье)

 

Показ фильма «Автопортрет» (“The Self Portrait”, Норвегия, режиссёры: Катя Хёгсет, Маргарет Олин, Эспен Валлин, 16+) завершил кинофестиваль.

Лене Мари Фоссен двадцать восемь, и она никогда не проходила через половое созревание. В десятилетнем возрасте героиня перестала есть и с тех пор страдает тяжелой формой анорексии. Но занявшись портретной фотографией, Лене Мари поняла, что останавливать время можно и без саморазрушения. Она едет на греческий остров Хиос, где снимает местных жителей, сирийских беженцев и делает серию автопортретов в заброшенном лепрозории. Из отшельницы девушка превращается в «черное солнце» мировой фотографии, участвует в фестивалях, делится своим опытом на TEDTalks. Но вскоре Лене Мари получает травму шеи, и ее ослабленное тело, которое давно усваивает только протеиновые напитки, начинает сдаваться. Погибшая в 2019 году от остановки сердца, Лене Мари Фоссен успела посмотреть финальный монтаж этого фильма и назвала его потенциальным щитом против коварной всепоглощающей болезни. Анорексию героиня описывает как нацистский режим внутри собственного тела — мучительный не только сам по себе, но и из-за порицания со стороны окружающих, воспринимающих анорексию как личный каприз. В своих пронзительных монологах Лене Мари рассказывает, как в детстве боялась остаться с миром один на один, и из чувства самосохранения заперлась в собственном теле, — еще не зная, насколько невыносимой окажется такая форма борьбы.

 

После показа состоялась беседа о расстройствах пищевого поведения, в которой приняли участие писательница Ольга Брейнингер, имеющая опыт анорексии, Олеся Хоменко, заведующая психологическим отделением Центра Изучения расстройств пищевого поведения и Юлия Кузищина, отборщик фестиваля Доку-MENTAL. Ольга Брейнингер поделилась опытом жизни с расстройством пищевого поведения и рассказала о том, что начало заболевания ощущалось для нее как следование внутренним мотивациям к большей продуктивности из-за стресса, вызванного учебой. Олеся Хоменко поделилась опытом работы с подростками и взрослыми с разными формами пищевых расстройств, а также рассказала о способах работы с тяжелыми больными и их потребностями. В Москве всего два места, где такие больные могут получить необходимую помощь в реанимации с учетом специального питания, и Центр расстройств пищевого поведения ― одно из этих мест. Гости обсудили важность дружеской и семейной поддержки при расстройствах пищевого поведения, сложности с его распознаванием как для человека с расстройством, так и для его близких, поговорили о генетической предрасположенности и том, как она может проявиться или не проявиться с учетом жизненных обстоятельств.

 

 

ФОТО

ФОТО2020

ВИДЕО