Тематические направления

Психическое развитие детей и подростков: профилактика психических расстройств

Темы для обсуждения:

1.1 Психическое здоровье в системе дородовой и послеродовой помощи матерям и новорожденным.

Пренатальные, перинатальные и экологические факторы риска. Патология беременности и родов. Преждевременные роды как важный фактор риска для последующих психических и общих нарушений развития у детей. Ранняя диагностика нарушений развития и раннего вмешательства. Экстракорпоральное оплодотворение. Медицинская и психологическая помощь женщинам во время беременности и родов. Программы обучения родительским навыкам. Медико-социальные услуги для мам и детей в послеродовом периоде. Социальная поддержка одиноких матерей. Психосоциальная и юридическая помощь женщинам, подвергшимся насилию или сексуальным домогательствам.

1.2 Особенности психического здоровья у детей дошкольного возраста.

Педагогика, психология, педиатрия, неврология и детская психиатрия: междисциплинарное взаимодействие. Дошкольное образование и воспитание. Логопедия и дефектологическая диагностика. Профилактика и коррекция психоречевых нарушений развития. Семейное и детское психическое здоровье. Факторы, влияющие на психическое здоровье. Социальная компетентность как ключевая характеристика некоторых психических расстройств. Раннее детское психосоциальное развитие. Питание и развитие детей в раннем возрасте. Физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие. Неблагоприятные детские переживания: взаимодействие с психическими расстройствами. Влияние ранней родительской заботы на психическое здоровье ребенка. Социальное развитие: роль игры. Раннее развитие темперамента.

1.3 Психическое здоровье у детей школьного возраста.

Педагогика, психология, педиатрия, неврология и детская психиатрия: междисциплинарное взаимодействие. Амбулаторное наблюдение и услуги для детей в контексте психического и общего здоровья. Индивидуальное развитие и факторы риска внешней среды. Дошкольное, школьное и семейное воспитание: взаимодействие и интеграция в контексте психического здоровья и развития. Взаимодействие учителей, родителей и сверстников в школьной среде. Образовательная среда: факторы, влияющие на психическое здоровье. Учебные программы для учителей по сохранению психического здоровья учащихся. Профессиональное выгорание учителей. Школьные программы по продвижению ценностей психического здоровья. Трудности в обучении. Меры по предотвращению издевательств и преследований. Управление деструктивным поведением. Перфекционизм и эмоциональная дезадаптация. Суицидальное поведение: симптомы, профилактика и ресурсы. Профилактика тревожных расстройств и депрессии. Профилактика дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Домашнее насилие и психологические и психотерапевтические услуги для детей и их семей.

1.4 Психическое здоровье подростков.

Психическое здоровье: семья и подростки. Самоубийство, девиантное поведение, опасный досуг и незаконные действия: стратегии предотвращения. Предикторы подростковой депрессии и самоубийства. Роль СМИ в профилактике подростковой депрессии и самоубийств. Горячие линии для подростков. Химическая и нехимическая зависимость. Расстройства пищевого поведения (нервная анорексия, компульсивное переедание, нервная булимия). Дезадаптация поведения (дисфункциональное поведение): стратегии профилактики и психологическая помощь. Издевательства и домогательства, психологическое и физическое насилие в школе: стратегии профилактики и психологическая помощь. Типы подростковой агрессии. Междисциплинарный подход к профилактике агрессивного поведения у подростков. Половое воспитание. Сексуальное и репродуктивное здоровье. Эмоциональные и поведенческие расстройства у подростков. Самоубийства и межличностное насилие: стратегии профилактики. Интернет зависимость. Академические достижения и общественное признание: подходы к охране психического здоровья. Стрессоустойчивость. Стратегии профилактики ВИЧ/СПИДа. Профилактика психических расстройств с использованием подхода «равный обучает равного».

Дети и подростки с проблемами психического здоровья: лечение и реабилитация

Темы для обсуждения:

2.1 Современные подходы к диагностике психических расстройств и расстройств психического развития у детей и подростков.

Комплексный подход к диагностике нарушений психического здоровья в детском и подростковом возрасте. Доказательная медицина и детская психиатрия. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития. Генетика и геномика в ранней диагностике психических расстройств и нарушений психического развития у детей и подростков. Нейробиологические исследования этиопатогенеза психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических расстройств и расстройств психического развития у детей и подростков. Биомаркеры психических и поведенческих расстройств у детей и подростков. Экспериментально-психологические исследования и их роль в диагностике психических расстройств и нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических расстройств и нарушений психического развития у детей и подростков.

2.2 Детская психосоматика: на стыке педиатрии и детской психиатрии.

Педиатрия и детская психиатрия: проблемы и перспективы взаимодействия. Клинико-эпидемиологические исследования в детской психосоматике. Междисциплинарный подход к диагностике и лечению психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Роль первичной медицинской помощи в диагностике и терапии психосоматических расстройств у детей и подростков. Коморбидность психических и соматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Биологические и психосоциальные факторы в диагностике и терапии психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Психотерапия при психосоматических расстройствах у детей и подростков.

2.3 Детская психофармакология и детская психотерапия.

Комплексный подход к терапии психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Психофармакологические исследования в детской психиатрии. Эффективность и безопасность психофармакологического лечения в детском и подростковом возрасте. Проблема добровольного согласия на психофармакотерапию в детском и подростковом возрасте. Подходы к психотерапии в детском и подростковом возрасте: индивидуальная, групповая и семейная психотерапия. Психотерапия детей и подростков в стационарных и амбулаторных условиях.

2.4 Психосоциальная реабилитация детей и подростков.

Особенности психосоциальной реабилитации детей и подростков. Групповые методы работы. Семейные формы психосоциальных вмешательств. Индивидуальные психотерапевтические методики. Формирование приверженности к лечению у родителей. Междисциплинарные и межсекторные подходы – обеспечение комплексности и преемственности лечения. Интегративный подход – взаимодействие с первичной медико-санитарной сетью, немедицинскими учреждениями, включая дошкольные и школьные учреждения, учреждения культуры, искусства, физической культуры и спорта. Одаренность у детей с психиатрическим опытом. Адаптивный спорт и спорт высших достижений в системе психосоциальной реабилитации. Арт-терапия и аутсайдер-арт. Система оценки реабилитационных услуг.

2.5 Расстройства аутистического спектра и другие нарушения психического развития.

Первичная профилактика расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития у детей и подростков. Ранняя диагностика. Программы комплексной психосоциальной реабилитации детей и подростков с РАС. Лекарственная терапия и нелекарственное лечение расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте. Бригадный подход к профилактике, терапии и психосоциальной реабилитации расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития. Диспансерное наблюдение детей и подростков с нарушениями психического развития. Инклюзивное образование детей и подростков с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями психического развития. Развитие института тьюторства. Групповая, семейная психотерапия и иная психологическая помощь родителям детей и подростков с нарушениями психического развития.

2.6 Детская инвалидность.

Статистика детской инвалидности по психическим заболеваниям. Диспансеризация детей-инвалидов по психическим заболеваниям. Лечение и психосоциальная реабилитация детей-инвалидов по психическим заболеваниям. Сдерживание инвалидизации и социализация детей-инвалидов. Социальное обеспечение детей-инвалидов. Психологическая, социальная поддержка членов семьи. Дети-инвалиды в интернатных учреждениях. Профилактика социального сиротства. Роль государства, бизнеса и общества в улучшении качества жизни детей-инвалидов.

Психическое здоровье одаренных детей

Темы для обсуждения:

3.1 Интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физическое развитие одаренных детей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренный ребенок». Виды одаренности. Ранние детские признаки одаренности в различных областях специальных способностей. Одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Диагностика и развитие одаренных детей. Особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер одаренного ребенка. Специфические проблемы психического дисбаланса в эмоционально-волевой сфере. Поведенческие особенности одаренных детей. Развитие одаренности в образовательной среде: проблемы психического здоровья. Особенность мотивационной сферы одаренных детей. Академические результаты и одаренность. Асинхронное развитие: социальные и эмоциональные проблемы. Учебные потребности. Дисграфия. Проблемы с речью. Социальная адаптация одаренных детей. Психологические риски. Поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы. Проблемы развития. Перфекционизм и «самоедство». Перфекционизм и стрессы, депрессивное состояние. Независимость мышления и конфликты. Профилактика тревожности. Мотивация и самооценка. Проблема волевых навыков. Семейные, школьные, личностные проблемы одаренных детей. Культурные различия в одаренности: подход к психическому здоровью. Принципы и особенности обучения одаренного ребенка. Формы воспитания и обучения одаренного ребенка в системе дошкольного образования. Формы воспитания и обучения одаренного ребенка в системе общеобразовательных учреждений.  Формы воспитания и образования одаренных детей в системе дополнительного образования. Формы воспитания и образования одаренных детей в системе школ, ориентированных на работу с одаренными детьми. Подготовка специалистов к работе с одаренными детьми. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей. Роль родителей и опекунов в сохранении психического здоровья и благополучия одаренных детей. Роль педагогов в сохранении психического здоровья и благополучия одаренных детей и их семей. Национальная политика по поддержке психического здоровья одаренных детей.

3.2 Одаренные дети: вызовы для психиатрии.

Психологические особенности одаренных детей и эмоциональные проблемы. Психологические, психосоматические и  психопатологические проблемы одаренных детей. Особенности психического развития одаренного ребенка. Повышенная активность одаренных детей и синдром дефицита внимания/гиперактивности: проблемы для диагностики. Непризнанные расстройства. Интеллектуальная скороспелость и неспособность к обучению: проблемы для диагностики. Наличие собственного мнения и оппозиционное поведение: проблемы для диагностики. Депрессия, суицидальные мысли, тревога, социальная изоляция и чувство отчуждения, агрессия и проблемы употребления наркотиков одаренными детьми. Этические аспекты выявления одаренности детей. Факторы, влияющие на дезадаптацию одаренного ребенка.

Психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Темы для обсуждения:

4.1 Психическое здоровье детей и подростков из семей беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов.

Особые потребности в службах охраны психического здоровья. Доступность служб охраны психического здоровья. Факторы, прогнозирующие дистресс. Психосоциальные аспекты реакции детей и подростков на войну, отсутствие безопасности, насилие и терроризм. Факторы, способствующие формированию устойчивости. Личные и социальные источники устойчивости. Регулирование эмоций, воспитание детей и социальная поддержка как источники поддержки устойчивости. Принятие сообществами, в которые возвращаются дети и подростки, которые являются беженцами, вынужденными переселенцами и мигрантами. Мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей детей из семей беженцев и мигрантов. Диагностика и профилактика нехватки психиатрических услуг. Лечение психических расстройств. Проблемы профилактики и лечения. Программы повышения осведомленности о психическом здоровье среди беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов, включая детей, подростков и их семьи. Мобильные медицинские и немедицинские государственные и общественные организации по охране психического здоровья. Психологическая поддержка. Программы по повышению информированности общества для создания благоприятных условий для беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов, включая детей, подростков и их семьи. Национальные программы контроля психического здоровья и вмешательства. Выявление и измерение защитных факторов.

4.2 Психическое здоровье детей, оставшихся без попечения родителей.

Факторы, провоцирующие развитие различных форм психологических и психических расстройств, включая страхи, неуверенность, негодование, чувство отторжения, зависимость от незнакомых людей и столкновение с нестабильными или опасными внешними обстоятельствами. Дети, оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты, брошенные дети, беспризорные дети – специализированные программы по профилактике психических расстройств. Эмоциональные, поведенческие и психические расстройства, в том числе потеря самооценки, депрессия и самоубийство, абстиненция, гнев и агрессия, нарушение интеллектуальной и когнитивной деятельности и развития. Психологические и социальные вмешательства для смягчения и компенсации потери родителей. Подготовка воспитателей детских домов и интернатов, приемных и патронатных родителей, опекунов, педагогов и психологов по вопросам сохранения психического здоровья детей-сирот. Условия жизни в детских домах или школах-интернатах: проблемы психического здоровья. Специализированное обучение для приемных родителей или опекунов, учителей и консультантов. Национальные программы контроля психического здоровья и общественные мероприятия. Выявление и измерение защитных факторов.

4.3 Психическое здоровье детей и подростков, затронутых вооруженными и транснациональными конфликтами, экологическими и техногенными катастрофами, стихийными бедствиями и гуманитарными кризисами.

Психологические, медицинские, социальные, правовые и экономические последствия вооруженного конфликта или стихийных бедствий. Доступ к медицинской помощи, качественное образование, адекватное питание и защита: проблемы психического здоровья. Риск заболеваний, насилия и эксплуатации. Уязвимость к физическим, психическим и сенсорным нарушениям и проблемам, связанным с инвалидностью. Защитные процессы, способствующие устойчивым последствиям психического здоровья у детей и подростков. Защитные вмешательства на индивидуальном уровне. Роль опекуна в охране психического здоровья. Роль семьи в охране психического здоровья. Социальная поддержка на уровне сообщества: влияние на психическое здоровье. Культурные и общественные влияния. Национальная и наднациональная политика и программы по обеспечению доступа к образованию, сохранению семьи. Национальные программы по запрету участия детей и подростков в военных конфликтах. Обеспечение безопасной эвакуации из зон военных конфликтов и экологических и техногенных катастроф. Национальные программы контроля психического здоровья и вмешательства на уровне сообщества. Выявление и измерение защитных факторов.

4.4 Психическое здоровье детей и подростков, содержащихся в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

Социальные, экономические и культурные условия, влияющие на преступность несовершеннолетних. Основные причины правонарушений и преступлений. Потребности несовершеннолетних правонарушителей в физическом развитии и психическом здоровье. Подходы к оценке потребностей. Злоупотребление психоактивными веществами и психические расстройства у несовершеннолетних правонарушителей. Профилактика и лечение поведенческих расстройств (расстройства поведения). Профилактика и лечение тревожных расстройств, посттравматических стрессовых расстройств и аффективных расстройств. Коморбидность при психических расстройствах. Различия в показателях расстройства: по полу, расе и возрасту. Профилактика насилия, правонарушений, травм, самоубийств в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. Программы по личностному развитию и улучшению социальных условий для несовершеннолетних правонарушителей: влияние на психическое здоровье. Виды психиатрических услуг, предоставляемых через систему здравоохранения пенитенциарных учреждений несовершеннолетним правонарушителям. Вмешательства и модели риска в профилактике психических расстройств у подростков. Правовые предписания по программам охраны психического здоровья для исправительных учреждений для несовершеннолетних. Стандарты охраны психического здоровья для несовершеннолетних.

Влияние физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков

Темы для обсуждения:

5.1 Влияние физической активности и спорта на психическое здоровье и благополучие детей и подростков.

Связь между физической активностью и психическим здоровьем. Влияние двигательной активности на эмоционально-психологическое состояние детей и подростков. Типы и уровни физического воспитания: аспекты психического здоровья. Двигательная активность как средство психического развития детей и подростков. Роль физической активности в управлении психическими заболеваниями. Роль физической активности в лечении депрессии и тревоги. Физическая активность в детском возрасте и подростковом возрасте: влияние на развитие здорового образа жизни. Ходьба, езда на велосипеде, бег: преимущества для психического здоровья. Физическая активность и контроль веса. Связь между физической активностью и психологическими вмешательствами. Физическая активность для развития социальных компетенций: влияние на психическое здоровье. Физическая активность: самооценка и эмоциональная устойчивость. Коррекция девиантного поведения с помощью физической активности. Особенности диагностики детей и подростков в физкультурно-спортивной деятельности. Виды физических нагрузок и оценка уровня психического и физического здоровья детей и подростков для занятий физической культурой и спортом. Формы занятий по физической культуре и спорту. Вопросы психологии массового и профессионального спорта.  Вопросы психологии физического воспитания. Вопросы психологии активного отдыха. Олимпизм как философия жизни здоровых граждан, спортсменов и лиц, систематически занимающихся физической культурой. Честность, справедливость, самоутверждение и самоактуализация – необходимые атрибуты спорта. Спорт как деятельность по формированию телесного, психического и духовного здоровья детей и подростков, как теоретическая основа их здорового образа жизни. Негативные факторы спорта, приводящие к психическим нарушениям и расстройствам. Перфекционистские установки, доминирование ориентации на победу и успех как у детей и подростков, так и у их родителей как факторы, приводящие к негативным отклоняющимся формам поведения участников тренировочного и соревновательного процессов. Необоснованная ранняя специализация детей и подростков, их включенность в тренировочный и соревновательный процессы конкретного вида спорта без должного учета особенностей развития и созревания органов и систем участников этих процессов как предпосылка истощения организма, неизбежности травм и повреждений, нарушений нормального психического и духовного развития. Поощрение тренеров за спортивные результаты их воспитанников без учета уровня здоровья детей и подростков, их психического развития, личностных особенностей как опасность «звездной болезни», вседозволенности, самовлюбленности, психических нарушений юных спортсменов. Допинг в спорте – главная угроза трансформации принципа честной игры в детско-юношеском спорте.

5.2 Адаптивный спорт и физическая активность как инструмент реабилитации для детей и подростков с психическими заболеваниями и особенностями психического развития.

Влияние адаптивных видов спорта и физических нагрузок на детей и подростков с нарушениями развития. Влияние адаптивных видов спорта и физических нагрузок на детей и подростков с интеллектуальными и особыми психологическими потребностями. Адаптивные виды спорта и физические нагрузки: влияние на физическую форму, самооценку и социальную компетентность детей и подростков с особыми потребностями в области психического здоровья. Факторы, влияющие на участие в физической активности и / или спорте детей и подростков с психическими расстройствами: физические, психологические и эмоциональные барьеры. Адаптивные спортивные и физические нагрузки в образовательных условиях. Адаптивные спортивные и физические нагрузки в специальных реабилитационных условиях. Детский церебральный паралич: адаптивные виды спорта и физические нагрузки. Родительские и социальные факторы: влияние на ребенка с психической неспособностью участвовать в физической активности. Преимущества физической активности и адаптивного спорта: социальная интеграция, признание сверстников, когнитивное развитие и достижения. Методы контроля и психологической поддержки паралимпийцев. Спортсмены с синдромом Дауна. Психологические проблемы спортсменов с поражением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Особенности психического сопровождения спортсменов с врожденной и приобретенной патологией. Работа с родителями детей-инвалидов, занимающихся адаптивным спортом. Всероссийский реестр видов спорта (спорта слепых, спорта лиц с ПОДА, спорта глухих), Единая всероссийская спортивная классификация по адаптивным видам спорта, Федеральные стандарты спортивной подготовки для детей-инвалидов. Инклюзия в адаптивном спорте. Спорт лиц с нарушениями интеллекта в паралимпийском движении. Специальное Олимпийское движение как форма адаптивной двигательной рекреации, использующий состязательность и особые правила подведения итогов соревнований. Спортивно-функциональная классификация спортсменов с интеллектуальными нарушениями, определение «годности» спортсменов с ИН, расширение спортивно-функциональных классов для участия в соревнованиях (ИН1, ИН2, ИН3). Современная система организации спорта ЛИН в Российской Федерации, отделения спорта ЛИН в ДЮСАШ, АДЮКФП, Центрах паралимпийского спорта, адаптивных спортивных школах. Программа Специальной Олимпиады «объединенный спорт» как предтеча инклюзии в адаптивном спорте. Работа с родителями детей, имеющих интеллектуальные нарушения, по адаптивной физической культуре (адаптивному спорту, адаптивному физическому воспитанию, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации и другим видам АФК). Вопросы психологии реабилитационной и адаптивной физической культуры и спорта. Паралимпийский спорт.

Влияние культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков

Темы для обсуждения:

6.1 Связь между культурой, искусством и психическим здоровьем.

Культура как социально-психологическая концепция. Сходства и различия в культурах. Культура и этническая принадлежность. Влияние культуры на общество. Интеграция культурных программ в системы здравоохранения. Культура и ее влияние на эмоциональное здоровье детей и подростков. Культурная деятельность и личностное развитие детей и подростков. Культурная и личная идентичность. Роль культурных мероприятий в повышении осведомленности детей и подростков о проблемах психического здоровья. Материальное и нематериальное наследие: влияние на психическое здоровье детей и подростков. Культурно-образовательная среда в школе. Творческая деятельность как средство для развития функций мозга, умственных способностей. Влияние творчества на эмоциональное психологическое состояние детей и подростков. Искусство и творческая деятельность как источники удовольствия и средства для профилактики стресса, депрессии. Искусство как способ повышения самооценки. Цифровые технологии как средство для доступа и включения в культурную практику детей и подростков. Детские книги: когнитивное развитие, эмоциональная зрелость и гармонизация. Эстетическое и художественное образование, литература, театр, музыка, изобразительное искусство, фотография и кинематография, цирк, дизайн, средства массовой информации, посещение музеев, культурных объектов и библиотек: влияние на психическое здоровье и благополучие детей и подростков.

6.2 СМИ и психическое здоровье детей и подростков.

Какие темы психического здоровья в СМИ остаются на периферии и что, напротив, занимает приоритетные позиции. Анализ информационного рынка по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков: спрос и предложения. Субъекты информирования (журналисты, психиатры, психологи, психотерапевты, люди с психическими особенностями и члены их семей, НКО, другое): качество информации. Информационная активность психиатров, психотерапевтов, клинических психологов, других специалистов по охране психического здоровья. Наличие или отсутствие информационной политики у СМИ в отношении вопросов по охране психического здоровья детей и подростков. Правовые и этические проблемы. Образовательные программы для СМИ: чья зона ответственности. Формирование потребности к сохранению психического здоровья: повышение психиатрической грамотности населения. Доступность информации о ценностях психического здоровья для детей и подростков. Пропаганда актуальности охраны психического здоровья: ответственность СМИ? Cтигматизация и дискриминация: формирование в обществе представления о лицах, страдающих психическими расстройствами и людях с особенностями психического развития. Повышение толерантности населения к лицам с психическими особенностями: этические принципы, социальный и экономический эффект. Вмешательство в частную жизнь. Cтигматизация и дискриминация: формирование в обществе представления о психиатрических службах и психиатрах. Популяризация информации о достижениях современной психиатрии и других специалистов по охране психического здоровья: повышение спроса на услуги в сфере охраны психического здоровья. Стратегия развития благоприятной информационной среды по вопросам охраны психического здоровья: план к действию.

6.3 Арт-терапия и арт-педагогика как факторы укрепления психического здоровья, социализации и адаптации детей и подростков.

Формы и методы лечебно- профилактического, развивающего и социализирующего воздействия на детей и подростков через искусство и творческую деятельность. Детско-подростковая и семейная арт-терапия как специализации в рамках помогающих профессий. Современные формы и методы арт-терапии и арт-педагогики, используемые в медицине, образовании и социальной сфере с детьми и подростками. Новые формы и инструменты арт-терапии арт-педагогики, связанные с развитием цифровых, информационно-компьютерных технологий. Значение экологического и средового подходов в арт-терапии и арт-педагогике для укрепления здоровья, экологического и здоровьесберегающего воспитания детей и подростков. Использование искусства и арт-терапии с целью дестигматизации и инклюзии детей и подростков с ОВЗ. Использование арт-терапии и арт-педагогики при разных психических расстройствах и нарушениях развития у детей и подростков (расстройства аутистического спектра, поведенческие расстройства, психогенные/посттравматические расстройства, психосоматические заболевания и др.). Арт-терапия и арт-педагогика в психологическом сопровождении одаренных детей. Возможности художественно-творческой самореализации для детей и подростков, страдающих психическими заболеваниями, с особенностями психического развития. Вопросы аккультуризации и межкультурной адаптации несовершеннолетних на основе использования искусства.

Образование и психическое здоровье детей

Темы для обсуждения:

7.1 Подготовка медицинских специалистов.

Детская и подростковая психиатрия. Педиатрическая помощь и детская психиатрия. Подготовка медработников первичного звена, включая врачей-педиатров и детских неврологов. Дополнительное образование и повышение квалификации в области психического здоровья детей и подростков для детских эндокринологов, онкологов, стоматологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и аллергологов, ревматологов и кардиологов, гинекологов и урологов.

7.2 Подготовка немедицинских специалистов.

Подготовка специалистов, работающих в образовательных учреждениях, включая школьных психологов, педагогов, логопедов, руководителей и представителей администрации дошкольных и школьных учреждений, в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка специалистов, работающих в учреждениях социальной защиты, включая дефектологов, социальных работников, тьютеров, воспитателей интернатных учреждений, специалистов в области психокоррекции и психотерапии, руководителей и представителей администрации социозащитных учреждений. Подготовка специалистов HR-служб в организациях, где работают родители, по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка специалистов службы занятости, которые вовлечены в процесс трудоустройства людей с психическими особенностями. Подготовка по специальности арт-терапевта (включая специализации - музыкальная терапия, танце-двигательная терапия, режиссура инклюзивного театра, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы). Подготовка представителей органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка журналистов по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков.

7.3 Подготовка неспециалистов.

Психообразование для потребителей услуг, членов их семей, людей, осуществляющих уход. Подготовка опекунов (приемные, фостерные семьи) по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка родителей по вопросам охраны психического здоровья их детей. Подготовка сотрудников некоммерческих организаций, добровольных объединений, волонтеров по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков.

7.4 Инклюзивное образование.

Содержание инклюзивного образования. Службы сопровождения в системе инклюзивного образования. Студенты с особыми потребностями: индивидуальный подход к обучению. Равные возможности для всех учащихся: методы достижения цели. Инклюзивное образование для детей дошкольного возраста. Инклюзивное образование для детей школьного возраста. Инклюзивное образование в системе высших учебных заведений. Семейное воспитание детей с особенностями психического развития. Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования. Инклюзивное образование: проблемы дискриминации.

Правовые и экономические основы охраны психического здоровья детей и подростков

Темы для обсуждения:

8.1 Права детей и подростков на охрану психического здоровья.

Международные и региональные стратегии по охране психического здоровья детей и подростков. Право на образование как универсальное и фундаментальное право человека. Политика инклюзивного образования. Право ребенка на такой уровень жизни, который необходим для его полноценного и всестороннего (физического, умственного, духовного, нравственного и социального) развития. Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Международное право и национальные стратегии охраны психического здоровья детей и подростков. Национальные стратегии для развития личности ребенка, а также благоприятных условий внешней среды, как фактора предотвращения риска психических расстройств. Национальные стратегии и политика по предоставлению психиатрических услуг наиболее уязвимым группам детей и подростков. Национальные стратегии и политика по предотвращению самоубийств среди молодежи. Целевые стратегии защиты материнства и детства. Национальные стратегии и политика, направленные на удовлетворение потребностей в медицинских и социальных услугах на протяжении всего жизненного цикла человека, включая младенчество, детство и юность. Национальные стратегии и политика для обеспечения раннего вмешательства и помощи детям и подросткам с психическими расстройствами. Национальные стратегии и политика, направленные на содействие когнитивному, сенсомоторному и психосоциальному развитию детей и содействие здоровым отношениям между детьми и их родителями и / или опекунами. Правовое регулирование проблем, связанных с потребностями детей, родители которых страдают хроническими психическими расстройствами.

8.2 Первичная медицинская и психиатрическая помощь детям и подросткам: перспективы интеграции, организационные и правовые аспекты.

Право и законодательство: основные положения и достижения психиатрии и смежных наук. Законодательство о психическом здоровье: гармонизация и права пациентов. Биологические, экологические и социально-экономические аспекты первичной медицинской и детской психиатрической помощи. Современные тенденции развития правовой доктрины о психическом здоровье. Правовые аспекты добровольного согласия на оказание психиатрической помощи детям и подросткам. Принудительная госпитализация и стационарное лечение несовершеннолетних в психиатрических больницах. Условия содержания детей и подростков в психиатрических больницах. Совместное лечение матери и ребенка в психиатрических учреждениях. Представление интересов детей во время госпитализации и на протяжении всего их пребывания в психиатрических учреждениях. Качество охраны психического здоровья детей и подростков в стационарных и амбулаторных условиях. Детская психиатрическая помощь в структуре общей психиатрии. Правоспособность молодых людей, страдающих психическими заболеваниями. Молодые люди с ограниченными возможностями. Правовые процедуры по выявлению дееспособности молодых людей, страдающих психическими заболеваниями. Суррогатное материнство и психическое здоровье ребенка: правовые аспекты. Защита прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями и недееспособностью. Проблемы диагностики, лечения и реабилитации, связанные с психическими расстройствами у детей: правовые аспекты. Обеспечение лекарствами детей и подростков, страдающих психическими заболеваниями: правовые аспекты.

8.3 Правовые основы защиты психического здоровья детей и подростков в образовательном учреждении.

Образовательное законодательство и психическое здоровье участников образовательных отношений. Факторы риска психическому здоровью обучающихся. Вред психическому здоровью обучающихся. Проблемы правовой охраны психического здоровья обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Контрольно-надзорные мероприятия в контексте охраны психического здоровья школьников. Образование в структуре единого лечебно-реабилитационного процесса. Профилактика профессионального выгорания в системе образовательных учреждений.

8.4 Право детей и подростков с психическими расстройствами и/или особенностями психического развития на занятия физкультурой и спортом.

Адаптивный спорт как важная составляющая процесса лечения и реабилитации людей, страдающих психическими расстройствами. Требования к регламентации и организации спортивных соревнований с участием людей с психическими заболеваниями и/или особенностями психического развития. Законодательство об особых олимпийских видах спорта. Использование адаптивных видов спорта в государственных и негосударственных, медицинских и немедицинских учреждениях.

8.5 Знания о психическом здоровье при изучении личности несовершеннолетнего преступника.

Психическое здоровье и личность несовершеннолетнего преступника. Психическое здоровье и вменяемость. Невменяемость в уголовном праве России и зарубежных странах. Ограниченная вменяемость и ее уголовно-правовое значение. Особенности личности несовершеннолетнего преступника. Личность осуждённого за половые преступления. Освобождение от наказания в связи с психической болезнью.