Тематические направления

Профессиональное образование в сфере охраны психического здоровья

Темы для обсуждения:

1.1 Различные модели и концепции психического здоровья

Философия образования в сфере охраны психического здоровья человека. Философия и психиатрия. Психическое и психологическое здоровье – определение понятий. Психическое здоровье как духовная ценность. Психическое здоровье и биоэтика. Этические аспекты психиатрии. Психиатрия и антипсихиатрия. Междисциплинарный подход к изучению психики. Психическая норма и патология: теория и практика. История и онтология психической болезни. Редукционизм в сфере ментальных наук и нейронаук: «новая френология» и неврологическая мифология. Психическое здоровье в свете постмодернизма и постпостмодернизма. Проблема субъекта в психологии, психиатрии и психотерапии. Философия сознания и психическое здоровье.

1.2 Нейронауки и клиническая психиатрия

Биопсихосоциальная модель психических расстройств и нейронауки. Нейронауки и биологическая психиатрия. Биомаркеры психических расстройств. Нейронауки и кластерный подход к классификации, диагностике и лечению психических расстройств. Нейронауки в структуре современного постдипломного образования по психиатрии, психологии и психотерапии. Возможности и перспективы интеграции современных достижений нейронаук в клинической психиатрии и психотерапии. Взаимодействие нейронаук и психиатрии в рамках междисциплинарного научного исследования проблем психического здоровья человека.

1.3 Психиатрия, психология и психотерапия в структуре интегративного образовательного процесса

Национальные стратегии постдипломного образования в области психиатрии, психологии и психотерапии. Международные классификации психических расстройств с позиции профессионального образования. Стандарты диагностики, лечения и образования в современной клинической психологии и психиатрии. Шкалы клинической оценки психического состояния и их роль в лечебно-диагностическом и образовательном процессах. Психиатрия, психология и психотерапия в аспекте единства и непрерывности лечебно-диагностического и образовательного процессов. Психиатрия, психология, психотерапия и общая медицина как единая образовательная платформа. Разнообразие психотерапевтических направлений и психотерапевтическое образование. Возрастные, гендерные и культуральные аспекты психиатрии, психологии и психотерапии в свете современного профессионального образования. Этические и правовые аспекты междисциплинарного образования и взаимодействия в сфере охраны психического здоровья человека. Психолого-психиатрическая судебная экспертиза с точки зрения междисциплинарного взаимодействия и профессионального образования.

Образование в системе профилактики психических расстройств и продвижения ценностей психического здоровья

Темы для обсуждения:

2.1 Непрерывное образование в рамках жизненного цикла человека

Национальные и наднациональные государственные программы по просвещению населения в сфере психического здоровья. Правовые образовательные программы. Профилактические образовательные программы для детей, подростков и молодежи (профилактика химических и нехимических зависимостей, суицидов, подростковой агрессии, сложности адаптации ребенка в приемной семье, дефицита воспитательного процесса, девиантного поведения, другое). Профилактика психосоциальных проблем в семьях с детьми грудного и раннего возраста. Повышение уровня личной адаптации детей и подростков. Инклюзивное образование. Образование в сфере охраны психического здоровья в рамках профессиональной деятельности. Профилактика стресса, депрессии, профессионального выгорания. Факторы, вызывающие нетрудоспособность, инвалидность, досрочный уход на пенсию у работоспособного населения. Роль образования для формирования полноценной семьи. Образование в приемной семье. Профилактика разводов, домашнего насилия. Гражданский брак. Миграционные процессы. Профилактика последствий вооруженных конфликтов и террористических актов, природных катаклизмов, транспортных катастроф, эпидемий и пандемий социально-значимых заболеваний. Профилактика панических расстройств, фобий, тревожных состояний, пограничных и истерических нарушений, суицидальных попыток, другое. Роль образования для участников процесса экстракорпорального оплодотворения. Психиатрическое (психотерапевтическое) сопровождение суррогатной беременности и родоразрешения. Профилактика психических расстройств у пожилых людей. Профилактика деменции. Социальная адаптация пожилых людей через образование. Образование и культура в системе охраны психического здоровья. Образование и спорт в системе охраны психического здоровья.

2.2 Информационное обеспечение образовательного процесса

Роль СМИ в сфере охраны психического здоровья. Повышение психиатрической грамотности населения. Доступность информации о ценностях психического здоровья для населения. Меры дестигматизации. Формирование в обществе представления о душевнобольных. Повышение толерантности населения к лицам с психическими расстройствами. Этические принципы. Мифы о психиатрии и психически больных. Образовательные программы для СМИ. Ответственность журналистов. Институциональные формы взаимодействия с журналистами по вопросам стигматизации. Популяризация информации о достижениях современной психиатрии и специалистов. Повышение престижа психиатрии, психотерапии, клинической психологии. Расширение взаимодействия психиатров со СМИ. Институты пресс-атташе при психиатрических учреждениях. Вмешательство в частную жизнь. Информационная активность психиатров. Роль культуры в просвещении населения по вопросам психического и духовного здоровья. Популяризация здорового образа жизни как основы психического здоровья каждого человека и населения в целом.

2.3 Немедицинские субъекты в образовательной деятельности по охране психического здоровья

Роль некоммерческих организаций (НКО) в профилактике психических расстройств у различных групп населения. Система государственной поддержки НКО (социальный заказ, грант, другое). Профилактические программы НКО. Информирование населения о факторах риска развития психических и психосоматических расстройств. Волонтерское движение в сфере охраны психического здоровья. Методы развития волонтерских инициатив. Государственно-частное партнерство в сфере профилактики психических расстройств. Программы социально ответственного бизнеса в сфере охраны психического здоровья для населения. Корпоративные программы бизнеса в сфере охраны труда работников. Учреждения культуры, спорта, социальной защиты в системе образовательной деятельности в сфере охраны психического здоровья.

Образование в системе лечебно-реабилитационного процесса

Темы для обсуждения:

3.1 Образование в структуре единого лечебно-реабилитационного процесса

Национальные и наднациональные подходы к образовательным технологиям. Научные исследования в сфере психообразования. Психообразование в лечебном процессе. Психообразование в общей медицине и психиатрии. Комплаенс-терапия в общей медицине и психиатрии. Информированное согласие пациента в психиатрии и психотерапии. Семейные подходы к психообразованию. Психообразование в системе психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и психосоматическими расстройствами. Психообразование и тренинги навыков социального поведения. Непрерывность психообразования в структуре лечебно-реабилитационного процесса. Концепция выздоровления – концепция «recovery». Психообразование и биоэтика. Правовые аспекты психообразования. Профессиональная подготовка и переподготовка в системе трудовой реабилитации и трудоустройства лиц с психическими особенностями. Психосоциальная реабилитация и социальная адаптация лиц, страдающих психическими расстройствами. Роль искусства и культуры в системе социально-культурной реабилитации. Роль спорта в системе реабилитации и абилитации.

3.2 Образование для людей с когнитивными нарушениями и особенностями психического развития

Социально значимые психические расстройства: международные и национальные стратегии. Образовательные аспекты аутизма в рамках концепции жизненного цикла человека. Аутизм и инклюзивное образование. Аутизм и прикладной анализ поведения. Психообразование родителей детей, страдающих аутистическим расстройством. Тренинги навыков совладания со стрессом. Тренинги навыков самообслуживания. Общественное просвещение по проблемам аутизма. Этические и правовые аспекты. Полипрофессиональные команды специалистов, работающих с аутистами: профессиональное образование и проблемы эффективного взаимодействия. Обучение волонтеров, работающих с аутистами. Программы социально-культурной реабилитации, трудотерапии и трудоустройства. Роль культуры в системе образования для людей с когнитивными нарушениями. Роль спорта в системе образования для людей с когнитивными нарушениями.

3.3 Образование и деменция. Деменция у лиц пожилого возраста в аспекте психообразования и социального обучения

Факторы риска развития деменции. Потребности в профилактике, лечении деменции, уходе за больными. Ранняя диагностика заболевания. Программы по информированию населения о деменции. Роль специалистов первичного звена медико-санитарной помощи и социальной службы в ранней диагностике деменции. Программы обучения для медицинских и социальных работников по вопросам профилактики и медико-социальной помощи пациентам с деменцией. Профилактика стигматизации. Защитные факторы в отношении развития деменции. Общегосударственные подходы, обеспечивающие комплексное реагирование системы здравоохранения, социальной защиты, некоммерческих организаций, лиц с деменцией и членов их семей, научных и академических кругов, СМИ.