Тематические направления

Психическое развитие детей и подростков: профилактика психических расстройств

Темы для обсуждения:

1.1 Телесное, психологическое и духовное здоровье детей и подростков.

Психическое и общее здоровье детей и подростков. Психический онтогенез и психическое здоровье. Био-психо-социально-духовная парадигма формирования и сохранения психического здоровья детей и подростков. Здоровый образ жизни и духовно-нравственная безопасность несовершеннолетних и общества в целом. Межсекторное и межведомственное взаимодействие в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Образование и воспитание как основа сохранения и развития психического здоровья детей и подростков. Психологическая помощь детям и подросткам: современные подходы и модели. Комплексное медицинское обслуживание в детском и подростковом возрасте.

1.2 Психическое здоровье материи и ребенка.

Пренатальные, перинатальные и экологические факторы риска. Патологии беременности и родов, преждевременные роды – фактор риска нарушений психического и общего развития ребёнка. Ранняя диагностика нарушений развития – раннее вмешательство. Экстракорпоральное оплодотворение. Качественная медицинская и психологическая помощь женщинам в период беременности и родов как залог хорошего психического и общего здоровья будущего ребёнка. Программы обучения родительским навыкам. Медицинское и социальное обслуживание матери и ребёнка в послеродовом периоде. Социальная поддержка одиноких матерей. Психосоциальная и юридическая помощь женщинам, подвергшимся насилию либо сексуальным домогательствам.

1.3 Ребёнок, семья, дошкольное учреждение и школа: психическое здоровье, образование и воспитание.

Педагогика, психология, педиатрия, неврология и детская психиатрия: междисциплинарное взаимодействие. Диспансерное наблюдение в детском и подростковом возрасте в аспекте психического здоровья. Дошкольное образование и воспитание, своевременная логопедическая и дефектологическая диагностика, профилактика и коррекция нарушений психо-речевого развития. Дошкольное, школьное образование и семейное воспитание: взаимодействие и интеграция в аспекте психического здоровья и развития. Межличностные отношения участников образовательного и воспитательного процессов. Семья и психическое здоровье детей и подростков. Образовательная среда: факторы влияния на психическое здоровье. Инклюзивное образование: проблемы и современные модели. Буллинг, издевательство, травля в школе – стратегии предотвращения. Суициды, девиантное поведение, опасный досуг, противоправные действия в школе – стратегии профилактики. Химическая и не химическая зависимость. Пищевые нарушения. Психологическое насилие в школе. Психологическая помощь в школе. Программы подготовки педагогов по вопросам сохранения психического здоровья учащихся. Профессиональное выгорание педагогов. Школьные программы укрепления психического здоровья, сексуального воспитания, формирования жизненных навыков и самообразования. Домашнее насилие и службы психологической и психотерапевтической помощи детям, подросткам и их семьям. Развитие подходов «равные обучают равных» в подростковой среде.

1.4 Профилактика детских и подростковых суицидов.

Предикторы детских и подростковых суицидов. Индивидуальное развитие и внешнее окружение – факторы риска. Семья, школа, общество – роль в профилактике суицидов. Организация суицидологической помощи: доврачебная помощь, первая врачебная помощь, экстренная помощь, психотерапевтическая помощь, амбулаторно-консультационная помощь, госпитальная помощь. Программы психопрофилактики суицидов в детском и подростковом возрасте. Роль СМИ в профилактике суицидов у детей и подростков. Психологическая помощь несовершеннолетним, оказавшимся в кризисной ситуации. Детские телефоны доверия. Психотерапия детей и подростков на всех этапах суицидального поведения.

1.5 Профилактика детских и подростковых аддикций.

Клинико-эпидемиологические исследования в детской и подростковой наркологии. Факторы риска и первичная профилактика возникновения химических и нехимических аддикций в детском и подростковом возрасте. Современная диагностика детских и подростковых аддикций. Комплексная терапия и вторичная профилактика детских и подростковых аддикций. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с химическими и нехимическими аддикциями.

1.6 Проблема агрессии в детском и подростковом возрасте.

Распространенность агрессивного поведения среди детей и подростков. Варианты детской и подростковой агрессии. Междисциплинарный подход к анализу агрессивного поведения у детей и подростков. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей и подростков в семье и школе. Семейное насилие и детско-подростковая агрессия. Роль СМИ в профилактике детско-подростковой агрессии. Межведомственные профилактические мероприятия по проблеме детско-подростковой агрессии. Программы коллективного самообразования («равный равному») и выработки навыков самоконтроля агрессивного поведения среди детей и подростков.

1.7 Диагностика, обучение и развитие одаренных детей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренный ребенок». Понятие «скрытая одаренность». Общая и специальная одаренность. Одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Диагностические методики для выявления одаренности. Этические аспекты выявления одаренности детей. Многоэтапность обследования одаренных детей. Виды одаренности. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер одаренного ребенка. Поведенческие особенности одаренных детей. Особенности психического развития одаренного ребенка. Психологические особенности одаренных детей. Особенности возрастного развития одаренного ребенка. Психологические, психосоматические и  психопатологические проблемы одаренных детей. Потребности одаренных детей. Особенность мотивационной сферы одаренных детей. Факторы, влияющие на развитие одаренного ребенка. Факторы, влияющие на дезадаптацию одаренного ребенка. Проблема волевых навыков. Адаптивность к школьному обучению. Формы взаимодействия с одаренным ребенком (семья, школа). Роль семьи в воспитании одаренного ребенка. Роль педагога в обучении одаренного ребенка. Индивидуальный подход в обучении одаренных детей: роль наставника (тьютора). Принципы и особенности обучения одаренного ребенка. Формы воспитания и обучения одаренного ребенка в системе дошкольного образования. Формы воспитания и обучения одаренного ребенка в системе общеобразовательных учреждений.  Формы воспитания и образования одаренных детей в системе дополнительного образования. Формы воспитания и образования одаренных детей в системе школ, ориентированных на работу с одаренными детьми. Перфекционизм и «самоедство». Перфекционизм и стрессы, депрессивное состояние. Независимость мышления и конфликты. Профилактика тревожности. Мотивация и самооценка. Семейные, школьные, личностные проблемы одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей. Подготовка специалистов к работе с одаренными детьми.

1.8 Психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Факторы риска для психологического и психического развития детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев: национальные миграционные политики (социальная помощь, медицинское обслуживание, включая специальные программы по охране психического здоровья, психологические, юридические и другие консультативные услуги). Дети, оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты, брошенные дети, беспризорные дети – специализированные программы по профилактике психических расстройств. Подготовка воспитателей детских домов и интернатов, приемных и патронатных родителей, опекунов, педагогов и психологов по вопросам сохранения психического здоровья детей-сирот. Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий в условиях гуманитарных кризисов – национальные и наднациональные стратегии по снижению опасности психических нарушений. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях – комплексные коррекционные программы по личностному развитию и профилактике неблагоприятных факторов воздействия со стороны семьи и общества.

1.9 Влияние физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков.

Двигательная активность как средство психического развития детей и подростков. Влияние двигательной активности на эмоционально-психологическое состояние детей и подростков. Особенности диагностики детей и подростков в физкультурно-спортивной деятельности. Виды физических нагрузок и оценка уровня психического и физического здоровья детей и подростков для занятий физической культурой и спортом. Формы занятий по физической культуре и спорту. Вопросы психологии массового и профессионального спорта.  Вопросы психологии физического воспитания. Вопросы психологии активного отдыха. Вопросы психологии реабилитационной и адаптивной физической культуры и спорта. Паралимпийский спорт.

1.10 Влияние культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков.

Влияние творчества на эмоциональное психологическое состояние детей и подростков. Воздействии искусства на психическое развитие детей и подростков. Искусство и творческая деятельность как источники удовольствия и средства для профилактики стресса, депрессии. Творческая деятельность как средство для развития функций мозга, умственных способностей. Арт-терапия и аутсайдер-арт.

1.11 Правовые и организационные аспекты профилактики психических расстройств среди детей и подростков.

Защита прав детей и подростков в современном мире. Международное право и национальные организационно-правовые модели охраны психического здоровья детей и подростков. Первичная медицинская и детская психиатрическая помощь: перспективы интеграции, организационные и правовые аспекты. Охрана психического здоровья в системе общественного здравоохранения. Целевые программы по охране материнства и детства. Эпидемиологические, маркетинговые исследования – учет потребностей в программах профилактики. Биологические, экологические, социально-экономические аспекты профилактики психических расстройств. Система оценки эффективности профилактических программ.

Дети и подростки с психиатрическим опытом: лечение и реабилитация

Темы для обсуждения:

2.1 Современные подходы к диагностике психических расстройств и нарушений психического развития у детей и подростков.

Комплексный подход к диагностике нарушений психического здоровья в детском и подростковом возрасте. Доказательная медицина и детская психиатрия. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития. Генетика и геномика в ранней диагностике психических расстройств и нарушений психического развития у детей и подростков. Нейробиологические исследования этиопатогенеза психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Биомаркеры психических и поведенческих расстройств у детей и подростков. Экспериментально-психологические исследования и их роль в диагностике психических расстройств и нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических расстройств и нарушений психического развития у детей и подростков.

2.2 Детская психосоматика: на стыке педиатрии и детской психиатрии.

Педиатрия и детская психиатрия: проблемы и перспективы взаимодействия. Клинико-эпидемиологические исследования в детской психосоматике. Междисциплинарный подход к диагностике и лечению психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Роль первичной медицинской помощи в диагностике и терапии психосоматических расстройств у детей и подростков. Коморбидность психических и соматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Биологические и психосоциальные факторы в диагностике и терапии психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Психотерапия при психосоматических расстройствах у детей и подростков.

2.3 Детская психофармакология и детская психотерапия.

Комплексный подход к терапии психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Психофармакологические исследования в детской психиатрии. Эффективность и безопасность психофармакологического лечения в детском и подростковом возрасте. Проблема добровольного согласия на психофармакотерапию в детском и подростковом возрасте. Подходы к психотерапии в детском и подростковом возрасте: индивидуальная, групповая и семейная психотерапия. Психотерапия детей и подростков в стационарных и амбулаторных условиях.

2.4 Психосоциальная реабилитация.

Особенности психосоциальной реабилитации детей и подростков. Групповые методы работы. Семейные формы психосоциальных вмешательств. Индивидуальные психотерапевтические методики. Формирование приверженности к лечению у родителей. Междисциплинарные и межсекторные подходы – обеспечение комплексности и преемственности лечения. Интегративный подход – взаимодействие с первичной медико-санитарной сетью, немедицинскими учреждениями, включая дошкольные и школьные учреждения, учреждения культуры, искусства, физической культуры и спорта. Одаренность у детей с психиатрическим опытом. Адаптивный спорт и спорт высших достижений в системе психосоциальной реабилитации. Арт-терапия и аутсайдер-арт. Система оценки реабилитационных услуг.

2.5 Расстройства аутистического спектра и другие нарушения психического развития.

Первичная профилактика расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития у детей и подростков. Ранняя диагностика. Программы комплексной психосоциальной реабилитации детей и подростков с РАС. Лекарственная терапия и нелекарственное лечение расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте. Бригадный подход к профилактике, терапии и психосоциальной реабилитации расстройств аутистического спектра и других нарушений психического развития. Диспансерное наблюдение детей и подростков с нарушениями психического развития. Инклюзивное образование детей и подростков с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями психического развития. Развитие института тьюторства. Групповая, семейная психотерапия и иная психологическая помощь родителям детей и подростков с нарушениями психического развития.

2.6 Детская инвалидность.

Статистика детской инвалидности по психическим заболеваниям. Диспансеризация детей-инвалидов по психическим заболеваниям. Лечение и психосоциальная реабилитация детей-инвалидов по психическим заболеваниям. Сдерживание инвалидизации и социализация детей-инвалидов. Социальное обеспечение детей-инвалидов. Психологическая, социальная поддержка членов семьи. Дети-инвалиды в интернатных учреждениях. Профилактика социального сиротства. Роль государства, бизнеса и общества в улучшении качества жизни детей-инвалидов.

2.7 Этические и организационно-правовые подходы при оказании психиатрической помощи.

Правовые аспекты добровольного согласия на оказание психиатрической помощи детям и подросткам. Принудительная госпитализация и стационарное лечение несовершеннолетних в психиатрических стационарах. Условия содержания детей и подростков в психиатрических стационарах. Совместное лечение матери и ребенка в психиатрических учреждениях. Применение необратимых методов лечения в детском и подростковом возрасте. Представительство интересов ребенка во время госпитализации и на протяжении всего времени его пребывания в психиатрическом учреждении. Качество оказания психиатрической помощи детям и подросткам в стационарном и амбулаторном звене. Детская психиатрическая помощь в структуре психиатрии «с опорой на сообщество». Первичная медицинская и детская психиатрическая помощь: перспективы интеграции, организационные и правовые аспекты.

Образование и психическое здоровье детей и подростков

Темы для обсуждения:

3.1 Подготовка медицинских специалистов.

Детская и подростковая психиатрия. Педиатрическая помощь и детская психиатрия. Подготовка медработников первичного звена, включая врачей-педиатров и детских неврологов. Дополнительное образование и повышение квалификации в области психического здоровья детей и подростков для детских эндокринологов, онкологов, стоматологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и аллергологов, ревматологов и кардиологов, гинекологов и урологов.

3.2 Подготовка немедицинских специалистов.

Подготовка специалистов, работающих в образовательных учреждениях, включая школьных психологов, педагогов, логопедов, руководителей и представителей администрации дошкольных и школьных учреждений, в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка специалистов, работающих в учреждениях социальной защиты, включая дефектологов, социальных работников, тьютеров, воспитателей интернатных учреждений, специалистов в области психокоррекции и психотерапии, руководителей и представителей администрации социозащитных учреждений. Подготовка специалистов HR-служб в организациях, где работают родители, по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка специалистов службы занятости, которые вовлечены в процесс трудоустройства людей с психическими особенностями. Подготовка по специальности арт-терапевта (включая специализации - музыкальная терапия, танце-двигательная терапия, режиссура инклюзивного театра, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы). Подготовка представителей органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка журналистов по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков.

3.3 Подготовка неспециалистов.

Психообразование для потребителей услуг, членов их семей, людей, осуществляющих уход. Подготовка опекунов (приемные, фостерные семьи) по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков. Подготовка родителей по вопросам охраны психического здоровья их детей. Подготовка сотрудников некоммерческих организаций, добровольных объединений, волонтеров по вопросам охраны психического здоровья детей и подростков.

3.4 Инклюзивное образование.

Правовые нормы. Содержание инклюзивного образования. Службы сопровождения в системе инклюзивного образования. Инклюзивное образование для детей дошкольного возраста. Инклюзивное образование для детей школьного возраста. Инклюзивное образование в системе высших учебных заведений. Семейное воспитание детей с особенностями психического развития. Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования.