I. Психическое здоровье: профессиональное образование

Организаторы: Российское общество психиатров (РОП), Российское психологическое общество (РПО), Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ) при сотрудничестве со Всемирной психиатрической ассоциацией (WPA), Международной ассоциацией по совершенствованию программ в сфере охраны психического здоровья (AMH), Всемирной ассоциацией психосоциальной реабилитации (WAPR), Всемирной ассоциацией социальной психиатрии (WASP), Всемирным советом по психотерапии (WCP), Американской психологической ассоциацией (APA).

 

 

ОСНОВНЫЕ ДОКЛАДЧИКИ:

 

Норман Сарториус

Президент Международной Ассоциации по совершенствованию программ в сфере охраны психического здоровья (AMH) (Германия)
Шекхар Саксена

Директор Департамента по вопросам психического здоровья и злоупотреблению психоактивными веществами ВОЗ, Председатель Совета по охране психического здоровья Всемирного Экономического Форума (Швейцария)
Вольфганг Гебель

Директор Института по исследованию психического здоровья (LVR-IVF) и Центра по контролю качества и обеспечения возможностей и условий для охраны психического здоровья (подведомственная структура ВОЗ) (Германия)
Хелен Херрмэн

Президент Всемирной психиатрической ассоциации (WPA) (Австралия)
Рой Абрахам Калливаялил

Президент Всемирной Ассоциации социальной психиатрии (WASP), генеральный секретарь Всемирной психиатрической ассоциации (WPA) (Индия)
Рикардо Гуинеа

Президент Всемирной ассоциации психосоциальной реабилитации (WAPR) (Испания)
Николь Акнин

Вице-президент Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (Франция)
Даниэль Аллен

Директор Департамента клинической подготовки в области психологии Университета Невады в Лас-Вегасе (США)
Альфрид Лэнгле

Президент Международного общества логотерапии и экзистенционального анализа (Австрия)
Жоаким Кинтино Айрес

Основатель и директор Института имени Выготского (Португалия)

 

ВВЕДЕНИЕ:
Образовательный процесс в сфере охраны психического здоровья в качестве своей основы предполагает первоочередную необходимость специальной подготовки профессионалов различного профиля: психиатров, психотерапевтов, психологов и др. Значение университетского и, особенно, постдипломного образования, соответствующего самым высоким стандартам и последним достижениям современной науки, растет с каждым годом. При этом обязательно отмечается, что постдипломное образование должно строиться на междисциплинарной основе и обеспечивать максимальное соответствие биопсихосоциальной модели психического расстройства и человеческой личности в целом. Бурное развитие психологии, психотерапии, функциональной неврологии и нейронаук актуализировало задачу интеграции и использования накопленных в них знаний в сфере общей и клинической практики. Особенно значима эта задача для психиатрии, которая на современном этапе своего развития окончательно отказывается от традиционной для нее редукционистской позиции, связанной с исключительным доминированием нозологического подхода, и стремится построить собственную методологию по новому, интегративному принципу.

В современных условиях, связанных с многообразными микро- и макросоциальными стрессами, экстремальными техногенными ситуациями, природными катаклизмами, ростом распространенности соматических и психосоматических заболеваний, то есть целым комплексом разнообразных экзогенных воздействий на телесную и психическую сферы человека, при подготовке специалистов, работающих в сфере охраны психического здоровья населения, возрастает роль знаний, умений и навыков в так называемых смежных специальностях. Кроме того, появляется необходимость в сближении понятийного аппарата и методологических подходов различных медицинских специальностей и нарастающей их взаимной интеграции. Выражаясь афористически, психиатрия, клиническая психология и психотерапия, в конце концов, должны стать «своими» для всей остальной медицины. В практическом плане это во многом сводится к проблеме стандартизации как диагностики и лечения разного рода расстройств, в том числе и психических, так и подготовки специалистов разного профиля на всех уровнях образовательного процесса, с особым акцентом на его завершающем этапе – постдипломном образовании.
Одним из серьезных препятствий на этом пути является крайнее разнообразие, с одной стороны, специальностей в современной медицине, а с другой, национальных стратегий и систем подготовки специалистов высшей квалификации.

Бурное развитие медицины и смежных с нею наук, сопровождающее как дифференциацией новых специальностей, так и их взаимным сближением и интеграцией, требует постоянного взаимодействия науки и практики, которое может быть обеспечено только непрерывным медицинским образованием. Повышение качества оказываемой помощи людям, страдающим психическими расстройствами, требует сегодня постоянного (непрерывного) профессионального совершенствования специалистов, работающих в сфере 13 охраны психического здоровья, – психиатров, психотерапевтов, клинических психологов и др. Указанные профессионалы должны быть в курсе новейших достижений собственных дисциплин и медицины в целом, поддерживая таким образом высокий уровень своих знаний, умений и навыков. Исходя из этого, принципы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, особенно в сфере охраны психического здоровья, должны быть распространены на постдипломное образование специалистов смежных с психиатрией немедицинских дисциплин. Только в таких рамках появляется возможность максимально быстрого внедрения в клиническую практику инновационных методов диагностики, лечения и реабилитации психических и психосоматических расстройств, а также расширение показаний и возможностей оказания психологической и психотерапевтической помощи в общей медицине.

Важнейшей современной основой интеграции медицины, психиатрии и смежных с ними специальностей в сфере охраны психического здоровья населения выступает единство классификационных подходов к психическим и иным расстройствам, которое своим результатом и главным инструментом имеет Международную классификацию болезней. До сих пор эту функцию достаточно эффективно выполняла Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В настоящее время идет активная работа всего международного профессионального сообщества над подготовкой 11-го пересмотра МКБ. Следует отметить, что в США традиционно используется собственный аналог классификации психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) и с прошлого года это уже пятый ее пересмотр (DSM-5). На современном этапе активно внедряется в клиническую практику Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). В связи с этим, проблема клинической и исследовательской сопоставимости указанных классификаций на ближайший период развития психиатрии и смежных с нею дисциплин, в том числе и в плане профессионального образования, представляется весьма актуальной.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: Формирование подходов к повышению качества профессионального образования в системе охраны психического здоровья.
Задачи:
➢ Анализ современных тенденций развития профессионального образования в сфере охраны психического здоровья с учетом актуальности междисциплинарного взаимодействия психиатрии, общей медицины и смежных с ними специальностей.
➢ Обсуждение возможностей и проблем стандартизации профессионального образования в сфере охраны психического здоровья.
➢ Обсуждение проблем и перспектив непрерывного медицинского образования в сочетании с образовательным процессом в смежных, в том числе немедицинских, специальностях.
➢ Презентация лучших региональных подходов к организации и развитию профессионального образования в сфере охраны психического здоровья.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Направление 1. Профессиональное образование – национальные стратегии.
Национальные системы профессионального образования в области медицины, психиатрии и смежных с ними дисциплинах. Национальные подходы к системе профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения. Межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в рамках организации профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения в разных странах. Национальные подходы к оценке и повышению качества профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения. Правовые и экономические аспекты профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения в разных странах. Международное взаимодействие и сотрудничество в области профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения.
Направление 2. Психиатрия, психология и психотерапия в рамках единого профессионального образования.
Психиатрия, клиническая психология и психотерапия в системе профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения. Детско-подростковая и геронтологическая психиатрия в системе профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения. Судебная психиатрия в системе профессионального постдипломного образования. Традиционные и инновационные диагностические подходы в психиатрии, клинической психологии и психотерапии. Клиническая психопатология и экспериментально-психологическое исследование: возможности интеграции. Культуральные особенности диагностики и лечения в психиатрии, клинической психологии и психотерапии. Международная классификация болезней в системе профессиональной подготовки по психиатрии, клинической психологии и психотерапии. Операциональная диагностика, лечение и реабилитация психических расстройств. Стандартизированные подходы к диагностике, лечению и реабилитации психических расстройств и психологических проблем в психиатрии, клинической психологии и психотерапии. Психофармакология и психотерапия в системе профессионального образования по психиатрии, клинической психологии и психотерапии. Доказательная медицина, психиатрия и психотерапия. Бригадный подход к диагностике, лечению и реабилитации психических расстройств. Синдром эмоционального выгорания у специалистов в сфере охраны психического здоровья населения. Правовые аспекты профессионального образования в психиатрии, клинической психологии и психотерапии. Биоэтика и профессиональное образование в психиатрии, клинической психологии и психотерапии.
Направление 3. Биологическая психиатрия и ее место в системе профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения.
Нейронауки: современное разнообразие спектра. Нейронауки в системе профессионального образования в сфере охраны психического здоровьянаселения. Психиатрия, клиническая психология и психотерапия в свете нейронаук. Психофизиологическая проблема в свете современной функциональной неврологии. Новейшие достижения нейронаук в сфере охраны психического здоровья населения. Биологическая диагностика психических расстройств. Биомаркеры психических расстройств. Нейровизуализация и лабораторная диагностика в современной психиатрии. Нейрохимия и нейроиммунология психических расстройств. Генетика и геномика психических расстройств. Биологические нелекарственные методы лечения в современной психиатрии.
Направление 4. Непрерывное медицинское образование и образование по смежным немедицинским дисциплинам в сфере охраны психического здоровья населения.
Непрерывное медицинское образование в структуре профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения. Системы и стандарты непрерывного медицинского образования в разных странах. Международное сотрудничество в сфере непрерывного медицинского образования. Непрерывное медицинское образование и аккредитация специалистов в сфере охраны психического здоровья населения. Новейшие достижения в медицине и непрерывное медицинское образование в сфере охраны психического здоровья населения. Телемедицина и другие инновационные подходы к непрерывному медицинскому образованию. Медицинские и немедицинские дисциплины в системе непрерывного профессионального образования в сфере охраны психического здоровья населения. Правовые аспекты непрерывного медицинского образования в разных странах.